почему социализация в садике отличается от социализации в развивающих центрах

Редакция Сегодня Lifestyle

13 Ноября 2017, 04:59

“Родственники старшего поколения наседают на меня, что сын должен посещать детский сад. Но я против того, чтобы моего ребенка обижали в саду другие дети, да и воспитатели бывают разные. Считаю, что пресловутую социализацию сын может получить и на занятиях в развивающем центре. Разве не так?” — Алена Марченко.

Отвечает Татьяна Михеенко. независимый психолог высшей категории, психотерапевт:

Не так. Навыки коммуникации с ровесниками, да и взрослыми людьми, ребенок может получить действительно только в детском саду. Только там нет рядом мамы, которая подбежала бы при малейшем недоразумении, возникшем между ее ребенком и другими, и которая бы неусыпно контролировала слова и действия воспитателя. Именно потому только в детском саду, без мамы за спиной, ребенок действительно учится и научится разрешать конфликты с ровесниками, упреждать их, ссориться и мириться, дружить, выстраивать отношения с недругом и с персоналом сада, то есть взрослыми. А в развивающих центрах маме по сути и не нужно быть на страже интересов ребенка: там дети хоть и вместе (скажем, танцуют, лепят, изучают английский язык), но на самом деле врозь — отзанимались и ушли.

К слову, в плане социализации даже игра на детской площадке может дать больше, чем развивающий центр. При условии, что мама будет учить ребенка адекватным и конструктивным реакциям при возникновении “военных” ситуаций (в том числе таких, где виноват ее собственный ребенок), а не уводить его с площадки — мол, лучше уйти от этого “драчуна”, “задиры”, “от греха подальше”.

Коммуникации между братьями и сестрами не в счет: детей в семье, как правило, не больше трех, а количество характеров людей и форм взаимодействия в жизни намного больше. А если уж разница между детьми составляет пять и более лет, то это уже не ровесники, а значит, им нечего делить. Старшие могут более разумно и спокойно реагировать на выходки младших. То есть младшие так и не научатся взаимодействию, ведь их всегда гладят по шерстке.

Теперь что касается понятия “несадиковский ребенок”. Этот термин — сленг мам, которые боятся детского сада в силу разных причин сами. Да, дети бывают интровертами, но им все равно необходимо уметь коммуницировать. И лучше, если они этому научатся сейчас, а не когда пойдут в школу: тогда, без соответствующего опыта, им это будет даваться непросто, и они будут вымотаны, так как до 90% своих ресурсов будут тратить на выстраивание отношений, а тут еще и учеба.

Никто не говорит, что детский сад непременно необходимо посещать от его открытия и до самой ночи. Если есть возможность и ребенок — интроверт, водите его на полдня: он успеет “посоциализироваться” в промежутках между занятиями и на прогулке, но не успеет устать от коллектива.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Еще момент: начинать водить в детский сад лучше в промежутке от 2-х до 3-х лет. Раньше — ребенок еще не готов к такой форме сепарации и может болезненно реагировать на “отрывание от мамы”. Позже — да, у ребенка есть интерес к жизни вне семьи, но так как у него нет необходимых навыков для этого, то возникает страх перед такою жизнью, он сопротивляется посещению сада, может плакать и сидеть в сторонке, а мама такого ребенка будет рассказывать, что он у нее — “несадиковский”.

И не забывайте: дети подрались — и через минуту обнялись. Они не мыслят категориями взрослых, копящих обиды и вешающих на людей ярлыки. Так что не стоит хвататься за сердце, если день ребенка в саду прошел с недоразумениями, и тем самым учить детей тому, что мир — враждебен, а люди делятся только на хороших и плохих — недостатки есть у всех.

Как человек, проработавший в детском саду более 15 лет, могу сказать, что нередко дети в коллективе бывают не совсем такими, как дома. Либо же родители в упор не замечают, что их ребенок тоже бывает непослушный и так же, как другие дети, способен на агрессию. Они часто отрицают, что зачинщиком споров, толканий или драк был он, прямо или опосредованно.

Потому стоит разбирать с ребенком неприятные для него ситуации, но объективно, без настроя “мой априори — прав, он вообще такой лапочка”, и подсказывать ему выходы из ситуаций, если подобные возникнут еще. Это научит его адекватным реакциям и конструктивному мышлению при общении с людьми.